"Летучий Голландец" - легендарный корабль-призрак, символ грядущих бед и
несчастий. Во время бурь он завлекает корабли на рифы и скалы. Но с чего началась легенда об ужасе
морей - призраке "Летучего голландца"?
Есть несколько версий о "Летучем Голландце".
Одна легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен. Был он
пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй Надежды - С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, - прорычал капитан, обращаясь к
перепуганным матросам, и пнул тело штурмана за борт. Но, видимо, эта угроза не вразумила команду, и
капитан был вынужден вновь пустить в ход пистолет. С тех пор так и скитается по морям корабль Ван
дер Декена, известный как "Летучий Голландец".
С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду свою проклятый
Богом капитан набирает из утопленников, причем чем ужасне и мерзостнее были их деяния в жизни, тем
лучше.
Встреча же с "Летучим голландцем", кораблем-призраком, грозит в лучшем случае несчастьем, но
чаще всего - гибелью коробля и команды.
По другой легенде "Летучий Голландец" - корабль-призрак с заплатанными парусами и командой
мертвецов. Последним капитаном корабля был голландец-богохульник. Он собирался обогнуть мыс
"Доброй Надежды", когда подул ужасный встречный ветер, угрожающий потопить корабль.
Помощники посоветовали капитану повернуть назад. О том же просили его и пассажиры. Однако
капитан отказался изменить курс. Вместо этого он велел добавить паруса и громко распевал песни.
Большие волны пробили борта судна, свирепый ветер гнул мачты и рвал паруса, но капитан стоял на
своем, бросая вызов самому Господу Богу. Тогда команда и пассажиры подняли бунт и, попытались
захватить управление кораблем, но капитан убил предводителя мятежников и вышвырнул тело за борт. В
тот же миг, как только тело мервеца коснулось воды, облака на небе расступились, и на капитанский
мостик спустилась призрачная фигура.
"Ты очень упрямый человек", - сказал пришелец.
Капитан ответил ему отборной бранью.
"Я никого не просил о тихой погоде, - прохрипел он. - Я никого никогда ни о чем не просил,
убирайся, пока я не пристрелил тебя тоже".
Но фигура не двинулась с места. Схватив пистолет, капитан попытался выстрелить, но оружие
взорвалось в его руке. Тогда призрак снова заговорил.
Он сказал, что капитан отныне проклят: с этого дня он будет вечно бороздить моря, не имея
возможности зайти в порт. Его корабль всегда будет идти впереди весной, неутихающей бури.
"Желчь будет тебе вином, а раскаленное докрасна железо - мясом! На лбу богохульника вырастут
рога, а лицо превратится в морду тигра", - промолвил призрак.
В порыве безрассудства капитан вскричал:
"Пусть! Мне все равно!"...
И вот уже много веков "Летучий голландец" ведет свой призрачный корабль, натянув все паруса, а
мачты его судна скрипят от непрекращяющихся яростных порывов ветра. Говорят, что порой он заманивает
другие суда на скалы или подводные рифы. Иногда корабль - призрак обвиняют в том, что портится
внезапно весь провиант. А иногда выглядевший вполне безобидно "Голландец" причаливал к другому
кораблю и передавал на борт пачку писем. Но стоило матросам вскрыть и прочитать хотя бы одно письмо,
как корабль тут же шел ко дну.
Те же, кому довелось видеть самого капитана, утверждают, что он стоял на мостике, вцепившись в
штурвал, наконец-то раскаявшись, и умоляя небо о прощении. Некоторые рассказывают, что видели его
команду - это были скелеты, которые, скалясь, тро и дело поднимают все новые и новые паруса.
Однако "Летучий голландец" - это одно дело, а вот корабли, идущие под всеми парусами, но не
имеющие команды - дело другое, однако это вовсе не редкость.
Ранним солнечным утром 1850 года судно "Морская птица" появилось у побережья
города Ньюпорт (штат США Род-Айленд). Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми
парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и
аккуратно перенесла его на сушу. Добравшиеся до судна жители поселка были поражены: на судне небыло
ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были
расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы - все было на месте.
Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал
кораблем капитан Джон Дарем.
Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: "Вышли на траверз рифа Брентон". Этот риф
находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла,
рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их поприветствовал. Однако тщательное
расследование, проведенное полицией, не выявило, почему и куда пропали люди.
Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений исчезновения команды в ряде случаев
может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль,
капитан и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об этом доложили Великому
магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать из порта корабль вместе с 23 членами экипажа.
Судно отправилось в Тунис, однако местного властителя успели предупредить, и он запретил пускать
корабль в порт. Команда решила вести парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии.
Не приняли корабль и во Франции, и в Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.
Другое объяснение - инфразвук. (Инфразвук - это неслышимые человеческим ухом
упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц)). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в
воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек мощность "голоса
моря" достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует
инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на
организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких
приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с
жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как
сердце не в силах выдержать такую нагрузку.
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода "Пиккубен" заметили трехмачтовый
парусник "Эбий Эсс Харт". На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на
палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что
еще не так сильно были тронуты тлением, были искажены ужасом.
Однако есть случаи, не поддающиеся объяснениям. Люди подвержены болезням - это верно, но ведь
и корабли дряхлеют и долго не живут без каждодневного ухода.
В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода "Джонсонс" поднялась на
борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полустертые слова "Малборо". Паруса
и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет,
прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы
вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно. Надвигался
шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания взять судно-призрак на буксир, отметил
на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан
сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что "Малборо" в январе 1890 года вышел
из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан
Хирд. Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели 1
aпpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но 23 года парусник скитался
пo морям! Такого не могло быть, но факт оставался фактом.